Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Коростынь)

Даты отдыха
Стоимость
Любая
Сортировка
Чем заняться
Загружаем варианты
preloader
Экскурсии Нижний Новгород Достопримечательности Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Коростынь)
mock

Церковь Успения Богоматери стоит посреди кладбища на восточной окраине довольно большого села Коростынь (Шимский район Новгородской области). Она выстроена в 1720е годы по заказу императрицы Екатерины I, которой принадлежало это село, известное еще с XV века. Колокольня и купол храма видны издалека в равнинном пейзаже южного побережья озера Ильмень.
История возведения этого храма вкратце такова: в 1721 г. супруга императора Петра I, императрица Екатерина, посылает работавшего в то время в Петербурге итальянского архитектора Гаэтано Киавери «в село Коростино для дела церкви» (этот факт установлен И. Э. Грабарем в начале XX века, но он не знал, ни где это село, ни был ли там действительно выстроен храм). Проект этого храма был создан в 1722 г., сами проектные листы (план с сечением по трем уровням и фасад) сохранились в собрании графики Альбертины в Вене. В 1950е гг. В. Ф. Шилков сопоставил проектные чертежи Киавери, опубликованные к тому времени немецким исследователем Э. Хемпелем, и формы церкви в Коростыни; он пришел к выводу о том, что в проектном чертеже и существующем храме «"гофрированная" стена главного фасада, а также трактовка плана передней и алтаря совпадают, хотя имеются и значительные отличия». От себя заметим, что настоящей «гофрированной », волнообразно изогнутой стены в проекте Киавери 1722 г. не было, а трактовку алтаря и передней (паперти) в существующей церкви и в проектах итальянского архитектора можно считать похожей только очень приблизительно.
Значительно прояснилась история возведения храма в Коростыни благодаря исследованиям Л. А. Секретарь и Л. А. Филипповой. Они установили, что строительство храма было начато только в 1726 г., через четыре года после того, как Киавери составил в 1722 г. свой проект для Коростыни. В 1726 г., после смерти Петра I (1725), Екатерина была уже самовластной императрицей (1725-1727), вероятно, по ее указанию петербургский архитектор Пьетро Трезини посылает в это время в Коростынь двух десятских и 20 каменщиков, а «для смотрения и показывания в том строении» с чертежами отправляет ученика архитектуры Данилу Ельчанинова (Елчанинова), работавшего в 1723 г. в качестве архитекторского ученика в команде петербургского архитектора М. Г. Земцова, а в 1730-е годы получившего звание гезеля архитектуры и работавшего уже в Москве, в команде архитектора И. А. Мордвинова1.
Композиция и стиль существующего здания Успенской церкви в Коростыни указывает на авторство скорее Пьетро Трезини или Данилы Ельчанинова, чем Гаэтано Киавери: это продолговатый объем (тип с базиликальным планом и зальным пространством), над которым в восточной части над внутренним средокрестьем возвышается восьмигранный барабан, в то время как над западным фасадом поставлена колокольня. Фасады, за исключением западного, в основном плоские, они украшены плоскими же пилястрами, карнизами и наличниками окон и входных проемов. В целом архитектура существующей церкви в Коростыни является продолжением петровского, петербургского «северного барокко», основанного на голландской и северогерманской версиях этого стиля. Это протестантское по духу барокко чувствуется и в декоре фасадов и интерьера, и в общей объемнопространственной композиции храма, развивающей композицию Петропавловского собора в Петербурге.
Чертежи же великолепного проекта Киавери, где он развил идею треугольного храма, впервые примененную Франческо Борромини в римском храме Сант-Иво (1642-1660), практически ни в чем не соприкасаются с существующим храмом в Коростыни, несмотря на утверждение В. Ф. Шилкова. В проекте 1722 г. треугольный в плане храм представляет собой упражнение на тему сочленения сложных внутренних помещений, круглого, овальных и полукруглых, а фасады показывают тонкую и прихотливую пластику в духе Филиппо Юварры (1678-1736), туринского архитектора с римской выучкой. Борроминиевская пластика фасадов здесь приглушена, она проявляется только на отдельных пластических участках: в спокойных полуротондах в середине каждого из трех фасадов и в вогнутых дугах первых ярусов колоколен, фланкирующих фасады. В существующем храме в Коростыни мы видим другие формы.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Коростынь) на карте. Координаты 58.188581°, 30.995127°

Чем заняться в Нижнем Новгороде
Достопримечательности Нижнего Новгорода