Дом Бугрова — это особняк XIX в., в котором проживал крупный нижегородский хлебопромышленник, миллионер и щедрый благотворитель Николай Александрович Бугров. Усадьба является ярким образцом архитектуры того времени и представляет собой двухэтажное строение со смешением нескольких стилей, характерным для эклектики.
Находится здание в историческом центре Нижнего Новгорода, на пересечении Нижне-Волжской набережной и переулка Нежинский, рядом с Речным вокзалом. В настоящее время резиденция купца Н. А. Бугрова признана объектом культурного наследия муниципального значения (памятником градостроительства, истории и архитектуры) и принят на государственную охрану.
Инициатором строительства особняка был Н. А. Бугров — известный меценат и один из крупнейших предпринимателей Нижегородской губернии. Именно им летом 1888 г. был заказан проект на возведение кирпичного флигеля на красной линии одной из самых протяженных улиц — Нижне-Волжской набережной.
Строительством здания занимался архитектор городской управы Н. Д. Григорьев. Кстати, по его же проекту в городе была возведена усадьба и другого купца — миллионера С. М. Рукавишникова.
На первом этаже купеческого особняка находились склады и магазины. Телеги и возы с товаром, свободно въезжали со стороны Волги через шесть арочных ворот. Выше располагались жилые покои самого хозяина, он жил здесь с единственным слугой.
В очерке советского писателя М. Горького, лично знакомого с Н. Бугровым, говорится, что в доме почетного гражданина Нижнего Новгорода не было особых бытовых удобств, обстановка не отличалась роскошью и изобилием. Стены помещений были оклеены простыми обоями, повсюду висели картины религиозного содержания, в святых (красных) углах каждой из комнат стояли иконы, не облаченные в оклады (ризы). Сам он круглый год одевался в кафтан и сафьянцы (козловые сапоги), на голове непременно присутствовал картуз. А повседневной едой миллионера были щи и каша.
Считается, что хлебопромышленник являлся прототипом Игната Гордеева — одного их главных героев произведения Горького «Фома Гордеев». Восхищался его способами управления хозяйством и Сталин, который не раз ставил их в пример работникам наркоматов.
После смерти купца в 1911 г. хозяйкой особняка стала его сестра Зиновея. Позднее, через три года владельцем здания уже являлся граф Порше. При нём дом претерпел значительные изменения. Фасад был декорирован элементами в классицистически-барочном стиле, а арочные проемы нижнего этажа превратились в окна.
В бывших жилых покоях появился парадный зал, украшенный богатой лепниной. Камины были облицованы изразцами, полы выложили дорогим дубовым паркетом, а лестничные площадки выстлали мелкой пестрой керамикой — метлахской плиткой.
После революции 1917 г. недвижимость была национализирована. Здесь разместились конторы Волжского речного пароходства. Помещения поделились на маленькие кабинеты фанерными стенками. А первый этаж со стороны Нежинского переулка стал складом для буфетной посуды из экскурсионных морских судов.
В 1960-х гг. в бывшем купеческом доме функционировала вечерняя школа рабочей молодёжи, затем находился школьный производственный комбинат. В 80-е гг. здесь проводились съемки художественного фильма режиссера Г. Панфилова «Запрещенные люди» по роману Горького «Мать».
Долгое время в особняке проводился капитальный ремонт, в результате чего был восстановлен прежний облик здания. Это стало возможным благодаря фотографиям известного нижегородского фотохудожника XIX — XX вв. и близкого знакомого семьи Пешковых, М. П. Дмитриева.
С 1987 г. по настоящее время в стенах купеческой усадьбы работает детская художественная школа № 1. Учебное заведение занимает северное крыло и частично западное, которое делит с другими организациями (кальянная, гостиница и офисы).
Внутри особняка воссоздана обстановка купеческого быта, характерная для рубежа XIX — XX вв. На стенах коридора развешены старые фотографии и иллюстрации дореволюционного Нижнего Новгорода. А среди реквизита для написания натюрмортов юными художниками хранятся сапожный нож, копейка и ножницы, принадлежавшие купцу Н. А. Бугрову.