Федоскинская лаковая миниатюра на шкатулках – как народный промысел существует более 220 лет. Мануфактура по изготовлению лаковых изделий основана в сельце Данилково (близ Федоскино) в 1795 году московским купцом первой гильдии П.И. Коробовым, в ассортименте которой числились табакерки и козырьки, выполненные из папье-маше. Первоначально в Данилково работало всего-то 28-30 человек и это мануфактурное предприятие было первой в России фабрикой по производству лакированных изделий из папье-маше. От тех времён сохранилось всего несколько шкатулочек, условно называемых “коробковскими” - “Восшествие Александра I в Москву в 1809г.” (ГИМ), “Пожар Москвы 1812г.” (Эрмитаж).
В 1817-1819гг. производство переходит к зятю П.И. Коробова - П.В. Лукутину. Этот человек был прекрасным организатором, обладал не только большим художественным вкусом, но и тонким чутьём рынка. Под его начальством дело получает настоящий размах. Этому способствует ещё и запрет ввоза в Россию иностранных лаков. Лукутин вдвое расширяет производство, совершенствует его технически. Он устраивает школу для подготовки живописцев. В годы наивысшего подъёма (40-е – 60-е гг) число мастеров увеличивается до 60 человек. Появляются вольнонаёмные рабочие – живописцы. Ассортимент продукции с каждым годом увеличивается.
С 1828 г. на изделиях стали ставить клеймы с инициалами владельцев. Тогда-то изделия и стали повсеместно известны под названием лукутинские. Качество вполне соответствовало европейскому. Но дела Лукутиных пошли дальше: в том же году они получили официальное право на изображение на изделиях государственного герба. А через год состоялась первая публичная выставка российских изделий. С этого времени фамилия Лукутиных упоминается во всех каталогах отечественных и зарубежных художественных выставок.
Лукутины приложили много усилий, чтобы отличаться от других фабрик. Они стали расширять круг сюжетов и осваивать новые виды украшения изделий, поверхность изделий начинает богато декорироваться. Появляется имитация перламутра, роспись под черепаху, скань, роспись по рельефу. Лукутины уделяли большое внимание к подбору сюжетов. Их интересовала гравюра, литография, лубки, бытовые сцены. Всё это был материал для копирования. Как только выходили в свет новые гравюры, Лукутины тут же скупали их; через некоторое время сюжеты переносились на шкатулки. Таким образом и появились первые русские миниатюры такими, какими мы привыкли их видеть.
В XIX –начале XX века лукутинские лаки были популярны не только в России, но и далеко за её пределами.
В 1904 году, спустя два года после смерти последнего владельца фабрики Н. А. Лукутина, производство было закрыто.
С 1910 года художники объединились в «Артель бывших мастеров фабрики Лукутина», позднее – «Федоскинская трудовая артель живописцев».
В 1931 году при Федоскинской артели была создана школа кустарного ученичества (позже - Федоскинская школа миниатюрной живописи). В 1950—1980-х годах школа готовила специалистов по лаковой миниатюре, жостовской росписи по металлу и ростовской финифти.
В 1960 году артель реорганизована и переименована в «Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи».
В 1996 году предприятие преобразовано в ГУП МО «Федоскинскую ордена «Знак Почёта» фабрику миниатюрной живописи.
В истории Федоскино шкатулки в качестве подарков были переданы Папе Римскому, Президенту США, Премьер Министру Великобритании и др.
Сейчас шкатулки Федоскино – это уникальное явление в культуре России. Это живопись в миниатюре. Художники Федоскино передают традиции и секреты написания миниатюр из поколения в поколение. Многие работы этой школы хранятся в государственных музеях и частных коллекциях. С каждым годом появляются новые имена, создаются новые шедевры. Благодаря Федоскино, творчество русского народа стало известно всему миру и оценено по достоинству.