За лаконичность и гармонию пропорций церковь Покрова на Нерли, расположенную в 6 километрах северо-восточнее Владимира, называют одной из самых красивых церквей России. Неслучайно она включена ЮНЕСКО в реестр объектов Всемирного наследия. Выстроенная в романском стиле, возвышающаяся на холме, о чьем искусственном происхождении мало кто догадывается, в пору весеннего разлива церковь являет собой манящее, сюрреалистичное зрелище. Ее белоснежный силуэт, окруженный со всех сторон водой, напоминает парящий над синей гладью мираж. И такой же изменчивой, зыбкой кажется ее история.
Что за мастера работали над храмом у Боголюбово, как успели построить его всего за год, каким был изначальный облик церкви и окружала ли ее крепость — этими вопросами ученые задаются до сих пор. Неопровержим лишь факт, что появилась она в период правления Андрея Боголюбского — князя, получившего свое прозвище после строительства резиденции в Боголюбово. Одновременно с княжеской усадьбой и родилась эта загадочная белокаменная церковь.
Посетить ее сегодня можно в любой день, причем как с туристическими целями, так и с религиозными. Скромность внутреннего убранства не пробуждает у путешественников столько интереса, сколько вызывает знаменитый запечатленный на многих картинах внешний облик, поэтому поставить свечу и помолиться здесь можно в относительной тишине. Вход в церковь открыт с 8:00 до 18:00.
В XII веке окончательно оформился распад Киевской Руси на отдельные княжества. В ситуации феодальной раздробленности политическую и экономическую силу вместо Киева стали набирать новые центры, и одним из важнейших оказался Владимир. Возвышению Владимиро-Суздальского княжества способствовала политика Андрея Боголюбского, занявшего княжеский престол в 1157 году.
Статус престольного города укреплялся и за счет строительства новых храмов. Артель, существовавшая при Боголюбском, за период 1158—1165 гг. создала множество известных религиозных построек. Точных данных о дате строительства церкви Покрова на Нерли нет. Однако если опираться на сведения о том, что этот храм был воздвигнут в память о сыне Андрея Боголюбского, погибшего в 1165 году от ран после участия в битвах в Волжской Булгарии, то логично предположить, что церковь появилась не раньше этой даты.
Наиболее популярной считается точка зрения, согласно которой церковь Покрова на Нерли построили в 1166 году.
Романский стиль, характерный для русских храмов того периода, указывает на участие иностранных мастеров. Живший в XVIII веке историк Василий Татищев упомянул, что работников для строительства резиденции в Боголюбово и, соответственно, церкви Покрова на Нерли князю Андрею прислал стоявший тогда во главе Священной Римской империи Фридрих Барбаросса. При этом автор сослался на несохранившуюся летопись, отчего достоверность его высказывания все еще под вопросом. Кроме того не было данных и о личных контактах двух политиков, хотя общение могло состояться и при посредничестве послов.
В то же время большинство исследователей согласны с предположением о том, что подряды по строительству церквей на Руси выполняли артели иностранных мастеров. Считается, что таких групп строителей было немного, и они перемещались по всей Европе, выполняя заказы. Рабочих, создавших церковь Покрова на Нерли, мог прислать Андрею Боголюбскому глава галицкого княжества Владимир, в чьих владениях к тому времени было построено много таких храмов.
Загадкой является не только вопрос, кто строил церковь, но и почему было выбрано столь отдаленное место. Доподлинно установлено, что во времена Андрея Боголюбского рядом с участком, на котором стоит храм, река Нерль впадала в Клязьму. В дальнейшем обе водные артерии изменили русло, и о прежнем течении напоминает только старица, но в XII веке этот заливной луг, примыкавшей к устью Нерли, едва ли можно было счесть удачным выбором для размещения храма.
Чтобы грунтовые воды и половодье не испортили постройку, создателям церкви пришлось заложить глубокий ленточный фундамент, поставить на него стены высотой 4 метра и создать искусственную насыпь. В дальнейшем она была обложена белым камнем, а сегодня выглядит как вполне естественный холм. Что подвигло владимирского князя на столь затратное строительство, когда можно было просто выбрать место подальше от воды, исследователи спорят до сих пор.
Немного света на историю выбора расположения храма пролили раскопки, в ходе которых обнаружились обломки белокаменных стен. Выяснилось, что изначально к тому зданию, что можно видеть сегодня, с трех сторон были пристроены галереи, а вокруг находились и другие объекты. В XVI столетии тут был монастырь, а до него, возможно, стояла крепость.
На основе этих теорий художники создают реконструкции возвышавшегося на искусственном холме комплекса, и они удивляют размахом и пышностью. Большое подворье, над которым возвышалась церковь, было обнесено высокой стеной, центральные ворота в которой выходили на широкую лестницу, спускавшуюся по белокаменной облицовке к пристани. Восстановление такого облика сделало наиболее популярной версию о том, что церковь была частью парадного комплекса, призванного встречать суда, заплывавшие в реку Нерль, чтобы попасть во Владимир.
Точные данные о монастыре относятся к XVI веку. В следующем столетии он пережил период расцвета, а при Екатерине II был упразднен. К концу XVIII века предпринимались попытки разобрать храм, но они не были завершены. А в 1803 году его даже решили обновить: сферический купол заменили луковичной головой.
Нынешняя церковь — это центральный объем первоначальной постройки, прошедший сквозь 900 лет практически без изменений. Это четырехгранник со стороной 10 метров, если не учитывать выступающие с восточной стороны 3 апсиды. Фасад узнаваем благодаря поясу из высоких, узких ложных арок, что являлось отличительной чертой облика и других церквей Владимиро-Суздальского княжества.
При осмотре здания может показаться, что стены наклонены внутрь, однако все они строго вертикальны, а иллюзия возникает из-за особого сочетания пропорций. Также этот прием визуально «вытягивает» стены, заставляет их выглядеть выше, чем они есть.
Фасад украшен барельефами из белого камня, значение которых также до конца не выяснено. Тут встречаются три изображения царя Давида, иногда называемого псалмопевцем, голуби, львы, грифоны, несущие в когтях лань, а также женские головы, чьи волосы убраны в длинные косы. Всего можно увидеть 19 рельефов.