Свято-Троицкий женский монастырь возведен в Муроме, на крутом берегу Оки. Его великолепный архитектурный ансамбль был создан муромскими зодчими во второй половине XVII столетия. Хорошо отреставрированные исторические постройки монастыря – одна из главных достопримечательностей древнего города. Церкви обители выстроены в стиле русского узорочья и отличаются богатым декором. Таких замечательных памятников в России сохранилось немного. Муром удобно связан с Москвой железнодорожным и автобусным сообщением. Круглый год полюбоваться Троицким монастырем прибывают тысячи туристов, увозящих домой яркие впечатления.
Троицкая женская обитель находится в историческом центре Мурома, на левом берегу Оки. Предание связывает эту часть города со средневековым фортом и первым христианским храмом, построенным князем Глебом из династии Рюриковичей в начале XII века. Церкви, колокольня и другие сооружения монастыря неплохо сохранились, в процессе многолетней реставрации сооружениям был возвращен аутентичный облик. Пейзаж дополняют златоглавые храмы других старинных монастырей, построенных неподалеку.
В отделке фасадов зданий Свято-Троицкой обители сохранились редчайшие элементы декора – поливные керамические плитки с рельефными изображениями. Примечательны изящные кованые кресты, украшающие купола Троицкого собора, надвратной церкви и колокольни. Они были созданы муромскими мастерами более 380 лет назад. В главном соборе Троицкой обители хранятся останки легендарной четы, правившей в Муроме в XIII веке, – князя Петра и добросердечной княгини-целительницы Февронии. Монахини и сейчас соблюдают традиции милосердия: при монастыре открыт приют для престарелых инвалидов и детей-сирот.
В 1642 году муромский меценат Тарасий Цветнов пожертвовал крупную сумму на строительство в городе нового храма во имя Святой Троицы. Об этом напоминает благодарственная надпись на закладном камне в цоколе сооружения. Кирпичный пятиглавый собор возвели на месте разобранной бревенчатой Борисоглебской церкви, стоявшей на берегу Оки с великокняжеских времен. Вскоре у стен собора возник Свято-Троицкий женский монастырь, и строительство продолжилось. Над входом появилась Казанская надвратная церковь, к западу от нее в 1652 году поднялась трехъярусная колокольня с восьмигранной шатровой кровлей. Все сооружения обители выполнены в едином архитектурном стиле русского узорочья.
В 1663 году московский царь Алексей Михайлович даровал Троицкому монастырю несколько окрестных сел, обширные земельные наделы. Освобожденная царской грамотой от податей обитель процветала и в последующие столетия. Указ императрицы Екатерины II о секуляризации не коснулся Свято-Троицкого монастыря, а лишь увеличил число его насельниц. Сюда перевели монахинь из трех упраздненных женских обителей Муромского уезда.
В 1805 году в Свято-Троицком монастыре случился пожар. Пострадали несколько келейных корпусов и хозяйственных построек, сгорела деревянная ограда. В ходе восстановительных работ обитель окружила красивая кирпичная стена с декоративными зубцами, угловыми башенками. На протяжении XIX века территорию украсили несколько часовен, двухэтажные кельи. За монастырской стеной построили школу для неграмотных женщин. К началу XX столетия ее классы посещали 140 учениц.
После октябрьского переворота 1917 года монастырь закрыли. На протяжении нескольких десятилетий в добротных келейных корпусах размещались квартиры, мастерские, склады. Только в 70-е годы минувшего века комплекс зданий монастыря был признан памятником истории и архитектуры. Жильцов отселили, к работе приступили реставраторы. В этот период ансамбль пополнила деревянная церковь Сергея Радонежского, перевезенная из старинной деревни Пьянгус. Храм был построен в 1715 году.
В мае 1991 года в Свято-Троицком монастыре возобновилось монашеское служение. Из местного музея в храмы передали иконы, богослужебную утварь, а также раку с останками святых Петра и Февронии. По церковному преданию, легендарные супруги скончались в один день – 25 июня 1228 г. В березовой рощице у входа в монастырь в 2012 году был открыт бронзовый памятник Петру и Февронии работы известного московского скульптора Владимира Суровцева.
Парадные Святые врата, ведущие в Свято-Троицкую обитель, обращены к юго-востоку. Над ними выстроен надвратный храм во имя иконы Казанской Богородицы. Немного левее над побеленной кирпичной стеной возвышается шатровая колокольня. Ее верхний ярус опирается на изящные колонны, создающие впечатление, что высокая кровля парит в воздухе.
Казалось бы, зодчие XVII века вложили в богатый декор колокольни все свои умения. Но в Свято-Троицком монастыре есть сооружение, превосходящее звонницу обилием декоративных элементов. Это великолепный Троицкий собор, чьи фасады – своеобразная каменная энциклопедия всего разнообразия архитектурной палитры русского узорочья.
В наши дни можно увидеть, что 5 металлических куполов Троицкого собора выкрашены скромной серой краской. Только центральная главка украшена золотыми звездами. Но из описания 1766 года известно, что изначально главы были покрыты муравленой зеленой черепицей, ярко сверкавшей на солнце. Купола перестроили после пожара, охватившего собор в начале XIX века. Однако главы венчают сохранившиеся в пожаре кованые позолоченные кресты, созданные муромскими кузнецами в середине XVII столетия. Навершие самого высокого креста, что над центральным куполом, украшено искусно выкованным силуэтом парусного корабля. Вероятно, это намек на купеческую деятельность основателя Свято-Троицкого собора Тарасия Цветнова, доставлявшего в Муром товары по Оке.
На побеленном фасаде храма карнизами выделен фронтон, украшенный двумя рядами прямоугольных изразцов с темно-зеленой глазурью. На керамических плитках видны рельефные растительные орнаменты, изображения вооруженные всадников, двуглавые орлы, мифические животные. Изразцами украшены оконные кокошники, алтарные апсиды.