Дмитровский собор во Владимире — памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм возведен в честь великомученика Дмитрия Солунского, который был казнен за приверженность христианству. Собор представляет собой традиционный пример крестово-купольного храма, образец древнерусского искусства, знаменит своей белокаменной резьбой. Будучи одним из самых красивых соборов, является визитной карточкой города наряду с знаменитыми достопримечательностями — Успенским собором и Золотыми воротами.
Строительство храма длилось в течение трех лет в конце 12 века. Великий князь Всеволод Большое Гнездо начал строительство во дворе своего княжеского дворца в честь святого-своего покровителя. Работами занимались русские мастера. По окончании стройки в храм была привезена икона Дмитрия Солунского и частица одежды с его кровью.
Во время татаро-монгольского ига в 13 веке храм был разграблен и поврежден. В будущем он пережил еще несколько пожаров и набегов. В 19 веке было решено реставрировать собор и вернуть ему изначальный вид. Однако в ходе восстановительных работ были утеряны интересные фрагменты — лестничные башни и галереи, которые соединяли храм с дворцом князя, чтобы князь со своей семьей могли пройти на богослужение в храм. В советское время богослужения в храме не проводились. В 1999–2004 годах проведена серьезная реставрация и сейчас собор открыт как музейная экспозиция, является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Дмитриевский собор — уникальный памятник русского церковного зодчества и пластики домонгольского периода. Храм выстроен в виде креста, возведен из белого известняка. По размерам — не большой, но гармоничный и величественный. Особую ценность составляет резное убранство — в храме более 1 000 резных камней, на которых удивительным образом сочетаются христианские образы, литературные, народные и мифологические герои.
Героем нескольких фасадов собора стал библейский царь Давид, а на одном из фасадов изображен Александр Македонский.
Знаменит Дмитриевский собор своими рельефами — белокаменная резьба украшает порядка 600 рельефов. Большинство из них сохранилось в первоначальном виде, они украшены разнообразными сюжетами: как библейскими, так и мифическими, много на них изображений животных. Интересно, что не все рельефы до сих пор понятны современникам, но угадываются в них идеи Небесного города. Изображен на рельефах и сам основатель храма — князь Всеволод Большое Гнездо со своими сыновьями. Благодаря многочисленным разносюжетным рельефам собор называют «белокаменной книгой».
Внутри собора сохранилась лишь небольшая часть фресок 12 века. Здесь же теперь можно увидеть 4-метровый крест с орнаментом, изначально украшавший купол храма — во время реставрации 2000-ых годов крест заменили на реплику. В соборе также размещено надгробие первого губернатора города Владимир — графа Р. Воронцова. Из священных артефактов в соборе оставлены лишь копии серебряного ковчега с одеждой великомученика.