Самый крупный из монастырей Владимира и окрестностей, Свято-Боголюбский монастырь — свидетель более чем 8 столетий русской истории, в событиях которой он неоднократно играл важную роль. Уникальность монастыря в том, что он занимает мирские здания: в 12 веке здесь располагалась резиденция князя Андрея Боголюбского, а его главный на тот момент храм — Рождественский собор — был буквально встроен в комплекс княжеских палат.
Сегодня от княжеского замка осталась совсем немного. Свято-Боголюбский монастырь стоит посетить, чтобы полюбоваться творениями архитектора Тона, постоять в гулкой тишине одного из самых больших храмов России — Боголюбском соборе, побродить по берегам полузаросшего монастырского пруда и, если повезет, услышать звон великолепного колокольного ансамбля.
В монастыре хранится Боголюбская икона Божией Матери — первый писанный на Руси образ Девы Марии. До этого все иконы привозили из Византии.
Свято-Боголюбский монастырь был основан в 1155 г. князем Андреем Боголюбским по чудесному видению ему Богородицы. Первоначально здесь появился храм, который вскоре оброс церковными и мирскими строениями — князь решил построить на памятном месте свои палаты. После того как Андрей Боголюбский был убит заговорщиками, во искупление греха комплекс резиденции был отдан в ведение монастыря. Службы велись в заложенном князем храме Рождества Богородицы, собора же здесь не было вплоть до середины 19 века.
Замок князя Андрея Боголюбского — единственное сохранившееся мирское здание Древней Руси.
Боголюбский собор воздвигли в 1855-1866 гг. на частные пожертвования из Москвы по проекту К. А. Тона. После революции монастырь закрыли, затем здесь организовали музей. Возрождение обители началось в 1990-х гг. Сегодня это действующий женский монастырь со 120 монахинями.
Свято-Боголюбский монастырь невероятно красив и торжественен: белые стены храмов и церквей сияют на фоне зелени лесов, а купола пронзительно синего цвета — традиционного цвета Богородицы — сливаются с высоким небом.
Первым делом стоит направиться к Боголюбскому собору, чтобы полюбоваться его узнаваемой архитектурой: сочетание византийского плана и монументальности с русской декоративностью, легкостью и праздничностью — характерный почерк архитектора Тона. Хотя его интерьеры не могут похвастать древними фресками, именно здесь хранится монастырский образ — Боголюбская икона Богоматери.
На соборной звоннице разместился прекрасный ансамбль колоколов, самый большой из них весит 8 тонн.
Остатки дворца князя Андрея — древнейшее сооружение на территории монастыря, относится к середине 12 века. Здание считается единственным дошедшим до нас гражданским строением времен Древней Руси, которое дошло до нас хотя бы частично. Замок считался утраченным, но в 1954 году были найдены переход на хоры и лестничную башню.
Примыкающий собор Рождества Богородицы — изящный храм с единственной главкой. Еще здесь стоит увидеть Благовещенскую церковь 19 века, осмотреть келейные корпуса и посетить часовню, воздвигнутую над местом, где лежало тело князя.