Церковь Бориса и Глеба в Кидекше — это не просто достопримечательность, а символ белокаменного зодчества домонгольской Руси. Это одна из наиболее ранних построек, предположительно датированная 1152 годом. Церковь возводилась еще при правлении Юрия Долгорукого.
Постройка располагается в Суздальском районе Владимирской области, некогда в Северо-Восточной Руси. Расстояние от Суздаля всего 4–5 км. Белокаменный храм возвышается на обрывом, ниже которого течет река Нерль. Со смотровой площадки обрыва открывается живописная русская панорама — поле, река. Сегодня здесь находится музей, а сама церковь внесена во всемирный список ЮНЕСКО. Вход платный, стоит 150 рублей с человека. Работает сувенирная лавка, можно приобрести магниты, расписные тарелки, литературу для туристов.
По отзывам очевидцев, место очень атмосферное, любопытное. Вокруг шикарная русская природа, рядом бурная речка. Добираться удобно, народу немного. Есть все удобства для гостей — парковка, туалет. Экспозиция небольшая, манят старинные фрески. Несмотря на то, что церковь намолена веками, атмосферы храма практически нет, здесь больше музей.
Сооружение является одним из древнейших памятников белокаменного зодчества, как упоминалось выше. Церковь сложена из каменных блоков — квадров. Это качественно отесанный параллелепипед или призма, готовый к кладке. Церковь одноглавая, четырехстолпная (несущая конструкция на 4 столбах), трехапсидная (абсида — полукруглый выступ здания). Без учета апсид форма храма практически квадратная.
С западной стороны портал — оформленный вход, выложенный с интерьерной стороны аркой. Конструктивные особенности, размер постройки перекликается с еще одним памятником тех лет — Спасо-Преображенским собором в Переславле-Залесском. По всей видимости, церковь планировалась как главный собор города Кидекши, что в Суздальском княжестве. Об этом говорит сдержанность форм и простота линий. В то же время, к романскому западно европейскому зодчеству отсылает аркатурный пояс — ряд декоративных ложных арок на фасаде. На некоторых камнях древней кладки можно разглядеть знаки княжеских мастеров.
Храм был построен по указу Юрия Долгорукого, предположительно артелью галицких мастеров. Белый камень добывался в приличном отдалении, на Москве-реке, в Суздаль материал доставляли по воде. Белокаменное зодчество было дорогостоящим и энергозатратным по сравнению с кирпичным. Из камня невозможно было построить здание большого масштаба. Вместо 5 белокаменных церквей Долгорукого можно было построить 50 кирпичных. Однако церкви из белого камня считались престижным имперскими постройками и поднимали статус страны.
Храм назван в честь сыновей Владимира Святославовича, третьего князя Киевского, — Бориса и Глеба. Это русские князья, первые православные в Русской земле. Борис здесь и похоронен, церковь также послужила усыпальницей для его жены и дочери.
Постройка значительно пострадала в монгольское нашествие, однако в 1239 г. была отремонтирована и освящена. Здесь появилось белокаменное седалище, алтарная преграда.
В начале XVII в. свод храма обрушился вместе с главой. К тому времени городок значительно поредел, его жители перебрались в Суздаль. Часть столпов и верхушки аспидов были разобраны. Но вскоре церковь была отстроена вновь, появилась четырехскатная крыша и небольшая глава.
В 1780 г. в пару к храму была построена «зимняя» Стефановская церковь. В то же время возвели восьмигранную колокольню шатрового типа, которая начала заваливаться на бок еще при строительстве. Со временем колокольня наклонилась настолько, что это стало видно невооруженным взглядом.
Самая важная находка при реставрации и восстановлении комплекса в наши дни — это нижняя часть каменного престола, возможно, первого в Северо-Восточной Руси. А по центру подкупольного пространства нашелся омфалий — крупный камень круглой формы. Также в интерьерах можно увидеть роспись XII в. — фрески с изображением святых жен, кущи райского