Музей золотного шитья был открыт при Торжокской профтехшколе художественной вышивки в 1964 году на улице Лермонтова. Город Торжок прославился на Руси как центр золотошвейного искусства, его воспевал Пушкин, который останавливался здесь много раз, путешествуя из Москвы в Петербург и обратно, в Берново и Михайловское. Писатели, летописцы, историки и сам народ посвятили этому городу восторженные строки.
История золотошвейного дела корнями уходит в ранние времена русской государственности. На месте бывшего кремля в Торжке во время раскопок были найдены кожаные лоскуты расшитые золотом – предположительно, это, своего рода, денежные знаки, которые были в обращении почти тысячелетие назад. Возможно, золотое шитье уходит и в Византию или в Ассирию и Вавилон, к древнейшим царям.
На Руси основными потребителями золотой вышивки являлись цари, церковнослужители, бояре. Летописи сообщают о том, что по престольным праздникам во Владимире драгоценные одежды вывешивались для обозрения по городу между храмами. При царском дворе многие боярыни имели свои мастерские, которые состязались в этом тонком искусстве. Вышивкой занимались и царицы с боярынями.
Но «законодателями мод» в искусстве золотого шитья всегда были новоторжцы. По одной из легенд, здешняя мастерица изготовила для императрицы Екатерины II великолепное платье из голубого атласа с золотыми вытканными лилиями. Говорят, что эту мастерицу Екатерина забрала себе в Петербург. А для вышивания порфиры для коронации Александра II в Петербург была вывезена не одна, а 30 лучших мастериц из Торжка.
Расцвет золотошвейного промысла в Торжке пришелся на 18-19 века. В 1860-х годах в Торжке жило 300 профессиональных золотошвей, а в конце века осталось в три раза меньше. К началу 20 века вместе с остальными старыми традициями уходила и мода. Город постепенно переодевался во все фабричное, оставляя редкому промыслу только погоны и галуны, которые давали лишь небольшие заработки.
Не дал окончательно угаснуть старинному промыслу местный патриот Дмитрий Романов, который объединил бросивших почти свое занятие кружевниц и золотошвей в одну мастерскую при земской управе, стараясь возродить высокое искусство. В начале 20 века работы мастерской имели множество наград на международных выставках. Лучшими мастерицами того времени были Ульяна Букарева, Мария Поповцева, Клавдия Титова, Анна Князькова, Любовь Ширяева.
В 1915 году, после смерти Романова, мастерская и школа, созданная при ней прекратили свое существование. Но в советские времена благодаря усилиям Хилевской была открыта золотошвейная профтехшкола.
Экспонаты музея золотошвейного искусства отражают историю, а также современное состояние золотного шитья и других видов ручной и машинной вышивки в Торжке.
В музейной экспозиции представлены вышитые серебром и золотом, мишурой обувь и пояса 18 века, фрагменты головных уборов, относящиеся к началу 19 века, лучшие работы мастеров и учащихся профтехшколы (начиная с 1950 года), в том числе Н.Н. Аболишиной, З.Е. Поляковой, М.В. Пугаевой, которые восстановили приемы древнего лицевого шитья.