Музейный комплекс «Бугрово» в Пушкинских горах расположен на полпути между Михайловским и Святогорским монастырем. В пушкинское время это была небольшая деревня-трехдворка, на окраине которой стояла водяная мельница. Со временем все эти постройки были утрачены. В 1986 году был открыт музей «Мельница в деревне Бугрово», а в 2007 году — литературно-этнографический музей «Псковская деревня».
Первое письменное упоминание о мельнице в Бугрово относится к 1761 году, тогда она принадлежала Святогорскому монастырю. Пушкин любил наведываться сюда. С.С.Гейченко в 1945 году записал рассказ некого деда Прохи, «дед деда» которого помнил Пушкина: «На мельницу в Бугрово бегать любил. Иной раз совсем от муки поседеет, станет как старый мельник».
Мельница в Бугрово была «ветхой», развалившейся и опустевшей. Тем не менее, за неимением другой, жители окрестных деревень были вынуждены сюда вести зерно на помол. Про мельницу и мельника-лентяя была сложена такая легенда:
Давным — давно, еще до революции, жил близ речки Луговки нерадивый мельник. То большую воду проспит, то за плотиной не досмотрит, то пропустит зерно мимо жерновов, и оно целехонькое, не размолотое ссыпается обратно в мешки. Но снова и снова приезжали помольщики и шли на поклон к лентяю, так как эта мельница была единственной в округе. Так бы бесхлопотно прожил он до почтенных седин, но проезжал однажды через запруду барин на коне, купленном только что в Святых горах на ярмарке. Конь запнулся о неровные мостки, сломал ногу, а барин в сердцах приказал мельника выпороть, а мельницу перенести подальше от переезда.
Мельница в Бугрово — последний музей, созданный С.С.Гейченко. Он воссоздал дом и двор мельника, макет водяной мельницы. Его мечтой было создать музей деревни пушкинского времени. Он писал:
К Пушкино в Михайловское надо ехать через русскую деревню, которая из него сделала гения.
Рядом с мельницей в Бугрово воссоздана «псковская деревня». Она совсем небольшая, как и было во времена Пушкина: большая изба с крытым хлевом и двором, амбар, баня, помещение для хранения сена и соломы — сельник, гумно с овином.
Пушкин любил бывать в деревенских домах, изучал быт крестьян, вслушивался в народные песни. Именно поэтому его произведения настолько точны в описаниях крестьянской жизни. Пушкин — не только великий поэт, но один из первых этнографов, знатоков русской истории и культуры. В.Вересаев в книге «Пушкин в жизни» писал:
Частенько мы его видели по деревням по праздникам. Бывало придет в красной рубашке и смазанных сапогах, станет с девками в хоровод и все слушает да слушает, какие это песни они спевают, и сам с ними пляшет и хоровод водит.
Как увидит, девки навоз возят, — всем велит вкруг сойти да песни петь, а сам слушает, да чего-то пишет, а после денег даст.
В 1833 г. Пушкин так описывал русскую деревню:
Наружный вид избы мало переменился со времен Майерберга. Посмотрите на рисунки, присовокупленные к его «Путешествию». Ничто так не похоже на русскую деревню в 1662 году, как русская деревня в 1833 году. Изба, мельница, забор — даже елка, это печальное тавро северной природы — ничто, кажется, не изменилось. Однако произошли улучшения, по крайней мере на больших дорогах: труба в каждой избе, стекла заменили натянутый пузырь, вообще больше чистоты, удобства, того, что англичане называют comfort.