За последние годы монастырем проделана грандиозная работа по восстановлению скитов, храмов и соборов, варварски разрушенных в советские годы богоборчества. Церковь Успения Пресвятой Богородицы Валаамского монастыря считается одной из старейших на Валааме. В 1730 году она была построена сначала из дерева, а в 1785 году была перестроена из кирпича.
В годы советской власти церковь была приспособлена под магазин — иконостас служил перегородкой, иконы верхнего ряда были замазаны синей краской: «Если мы видим храмы, изуродованные либо безбожием, либо человеческой глупостью, то, как ранятся наши сердца! – говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – Мы понимаем, что в храме не может не быть красоты, и поэтому забота о внешней красоте храмов и монастырей проистекает не от какого-то эстетства, лишенного духовного основания, она проистекает от постоянной потребности созерцать Божественную красоту».
В Валаамском монастыре очень рады, что в этом году удалось провести полное восстановление церкви Успения Пресвятой Богородицы; отреставрировать часть сохранившихся икон из прежнего иконостаса, восстановить утраченные деревянные резные элементы и по ним выполнить лепное украшение. Специалисты отмечают тщательность и уникальность работ, храм приобрел свой первоначальный вид, восстановлен в стилистике исторического замысла, но, конечно, уже на качественно ином уровне. Все сюжеты росписи имеют непосредственное отношение к житию Пресвятой Богородицы: «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Благовещение Богородицы», «Установление чина о Панагии» и др.
Известно, что первая церковь на Руси, воздвигнутая святым равноапостольным великим князем Владимиром в 991-966 гг., – Десятинная – была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Праздник Успения Пресвятой Богородицы вслед за праздником светлого Христова Воскресения более других почитался русским народом. «Богородичной Пасхой» — так его называли на Руси. И это не случайно. Через Свое Успение Пресвятая Богородица стала еще ближе и дороже христианам, ибо сделалась Заступницей усердной за них перед престолом Божиим.
«Церковь – это не только купола и стены», это, прежде всего таинственное тело Христово, а мы причастны к нему лишь постольку, поскольку являемся клеточками этого живого и Святого Пречистого тела. Восстановление разрушенных церквей, безусловно, является важным делом, однако главное, о чем не должен забывать православный человек, «что христианство — это прежде всего состояние души человеческой» основанное на нищете духа, на познании самого себя. Это есть цель и плод, который открывает нам врата Царствия Небесного, все остальное является лишь вспомоществующим средством, приспособленный к нашим немощам.