Остров Кижи

Даты отдыха
Стоимость
Любая
Сортировка
Чем заняться
Загружаем варианты
preloader
mock

Кижи – один из 1369 островов в северо-восточной части Онежского озера, являющийся визитной карточкой Карелии. Расположенный в 68 км от Петрозаводска, он входит в число важнейших культурных достопримечательностей России. Места здесь удивительно красивы, лабиринт из сотен живописных островов и заливов гармонично сплетен в уникальный природный ландшафт. Скалы с растущими на них соснами, причудливые в своей извилистости линии берегов, играющие цветами самой разнообразной растительности луга – всё это делает Кижи действительно красивым и неповторимым местом.
Остров Кижи, длина которого около 5,5 км, а ширина достигает 1,4 км, является музеем под открытым небом – одним из самых крупных и известных в стране музеев-заповедников, а также природным и историко-культурным комплексом. Здесь представлены образцы крестьянской культуры Русского Севера, особо ценные с точки зрения общего культурного наследия народов России. Создававшиеся в русских, карельских и вепсских деревнях домашняя утварь, иконы, не говоря уже о различных постройках, признанных впоследствии памятниками архитектуры, собраны на этом небольшом клочке суши. Архитектурный облик Кижей составляют сооружения, созданные из природных материалов: сосны, ели, осины. Причём, все они, в том числе церкви и срубы домов, возведены в традиционном для Руси стиле – без единого гвоздя.
Уникальность расположенного в Кижах историко-архитектурного комплекса еще и в том, что столь большое количество ярчайших образцов русского деревянного зодчества в северных районах нашей страны не встретить больше нигде. Посмотреть на эту красоту, восхититься мастерством ее создателей в Кижи приезжают десятки тысяч туристов со всего мира. Если быть более точным, ежегодно музей-заповедник посещает свыше 160 тысяч человек. Особенный интерес вызывает его главная доминанта – Кижский погост XVIII века, состоящий из нескольких деревянных церквей. Еще в 90-х годах прошлого века он был включён в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Музейный комплекс «Кижи» представляет собой современный культурный центр, экскурсионное обслуживание в нём проводится, помимо русского, еще на семи языках. И мы не сомневаемся, что знакомство с этими местами никого не оставит равнодушным и запомнится на всю жизнь.
Освоение этих северных краев началось в IX-XI веках славянами-новгородцами, которые, собственно, и являются предками современных кижан. В те далекие времена эти места заселяли прибалтийско-финские племена. Названия деревень Конда, Кургеницы, Лахта, Корба и других, расположенных неподалеку от Кижей, являются «живым» напоминанием о некогда существовавших старинных карельских поселениях.ф
Многие столетия подряд на землях современной Карелии происходило срастание славянской и финноязычной культур. В связи с этим появление в Заонежье архитектурного ансамбля Кижского погоста вряд ли можно назвать случайностью: нет никакого сомнения в том, что его предопределил высокий духовный потенциал этих двух культур. Музыковеды, исследовавшие русские былины тех времен, находят в них так называемую веппскую мелострофу – особый напев, который не спутать ни с каким другим. И это тоже подтверждает, насколько глубоко две, казалось бы, разноязычные культуры взаимно проникли друг в друга.
Еще одна особенность исторического прошлого Кижей – язычество. Древние постройки в этой местности и обнаруженные археологические артефакты говорят о том, что здесь проводились языческие празднования и обряды. Кстати, название острова в переводе с местного наречия означает «игрища», что тоже может указывать на дохристианские традиции его населения. Вторая версия происхождения названия острова проистекает от карельского слова «кииджи», что переводится как «водный мох». Это растение действительно встречается в центральной части острова, на болоте, и в прошлом крестьяне утепляли им срубные постройки.
Влияние Новгорода, частью которого остров был в XI-XV веках, потеснило языческие традиции и привело к христианизации северного края. И, что интересно, не только небольшие часовни, но и церкви возводились на тех участках, где прежде были древние капища – то есть места в языческих храмах, на которых устанавливали изображавшие богов статуи (капи).
Землями в окрестностях Кижей владели восемь крупных новгородских бояр, в том числе и небезызвестная Марфа Борецкая. С усилением Московского государства, остров, как и все новгородские владения, в 1478 году вошел в его состав. По этому случаю было сделано описание новых земель, внесенное в так называемые «Писцовые книги». Однако самое первое письменное упоминание о «погосте Спасском в Кижах» было найдено только в 1563 году.
Из еще одной «Писцовой книги», датированной 1582 годом, мы узнаём, что на острове Кижи на тот момент было целых 12 деревень. Его жители, помимо рыболовства, занимались земледелием. В этом же источнике упоминаются ранние кижские храмы, например, Покрова Святой Богородицы, Преображения Спасова и некоторые другие, но до наших дней, к сожалению, они не дошли.
В XVII веке с легкой руки известного новгородского предпринимателя Семена Гаврилова началось промышленное освоение острова. В 1696 году он открыл в Кижах металлургический завод по плавлению медной руды. В скором времени промышленник построил еще два производства. Но местные крестьяне к такому освоению своих территорий отнеслись крайне враждебно. Они не могли смириться с тем, что земли, в том числе и лесные угодья, отдавались под разработку рудодобывающих участков. Не могло им понравиться и принуждение к работам на заводах Гаврилова. Простой люд, как мог, сопротивлялся – доходило даже до вооружённых протестов. Однако они жестоко подавлялись, и в качестве наказания одних бунтарей ссылали на каторжные работы, других приговаривали к физическим наказаниям, третьих отдавали в рекруты.
В том же столетии развивались и другие события. Так, была проведена своего рода административная реформа: погосты как территориальные единицы упразднили, а из прилегающих к острову земель образовали Кижскую волость, которую включили в состав Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. В довершение ко всему в конце XVII века церкви Кижского погоста сгорели, и обошлось здесь, слава богу, без злого умысла: причиной стал удар молнии во время сильной грозы. На месте прежних храмов впоследствии были возведены новые, современные церкви, и к началу XVIII века на территории погоста насчитывалось уже двенадцать храмов со своими приходами.
Добрая слава о старинных памятниках, об их неповторимой красоте со временем разнеслась по всей Руси. Чтобы увидеть своими глазами эти чудеса деревянного зодчества, в Кижи приезжало много людей, хотя, конечно, такого понятия, как туризм, еще не существовало. В начале прошлого века на остров наведывались даже многие художники и архитекторы. Среди них были Иван Билибин, Михаил Красовский, Игорь Грабарь. Картину одного из них, Иегошуа Шлуглейта, она называлась «На далеком севере», приобрёл сам император Николай II. Виды Кижского погоста нередко изображали и на почтовых открытках того времени.
Несмотря на то, что расположенные на острове шедевры архитектуры давно признавались как гениальные творения, официального статуса памятника истории и культуры у Кижского погоста не было. Получил он его только после Октябрьской революции, в 1920 году. Спустя четыре года постановлением ЦИК и Совнаркома РСФСР все церкви передавались в пользовании верующим, причём на бесплатной основе. Так продолжалось до 1936 года, пока власти не решили закрыть для богослужений одну из них – Преображенскую, мотивировав это необходимостью обеспечить надлежащую охрану. Покровская же церковь продолжала действовать. В 1939 году перечень охраняемых государством революционных, культурных и архитектурных памятников на территории Карельской АССР был пополнен кижскими церквями, и их рекомендовали для включения в аналогичный общесоюзный список.
Создание архитектурного музея-заповедника «Кижи», его становление прервала Великая Отечественная война. На территорию острова зашли финские войска и оккупировали его. На линии фронта, проходившей по западному побережью Большого Климецкого острова, неприятель возвел оборонительные укрепления. Однако справедливости ради следует отметить, что финны приняли меры по охране находящихся здесь исторических и архитектурных памятников. Правда, это не была забота о сбережении советского культурного наследия. Командование врага исходило из того, что оккупированные земли впоследствии должны войти в состав так называемой «Великой Финляндии», гипотетически включавшей в себя районы, населенные преимущественно финноязычными народами. А это была очень большая территория, простиравшаяся от Ботнического залива до Урала.
После войны работы по созданию на острове архитектурного музея под открытым небом сразу же возобновились. Уже в августе 1945 года Комитет по делам архитектуры Совнаркома СССР, согласовав все формальности с правительством Карело-Финской ССР (была в составе Советского Союза в 1940-1956 годах и такая, шестнадцатая по счету республика), направил в регион научную экспедицию. Ее возглавил известный архитектор А. Н. Буйнов. Перед ней была поставлена цель полномасштабного обследования имеющихся здесь памятников архитектуры. Реставрационные работы в кижских церквах стартовали уже в 1949 году. К ним были привлечены местные плотники, знавшие секреты старинных мастеров народной архитектуры. Руководил реставрационными работами московский архитектор А. В. Ополовников.
Начало 1950-х годов ознаменовалось вывозом на Кижи деревянных построек из других регионов, а именно различных домов, бань, мельниц и других сооружений. Самой известной из привезенных конструкций стала церковь Воскрешения Лазаря. Кроме того, Кижский погост стал основой для формирования здесь музея искусства, где сохранились дошедшие до наших дней старинные артефакты.
Официальное открытие музея-заповедника «Кижи» как государственного историко-культурного учреждения состоялось в 1966 году. Через три года музейное учреждение стало многопрофильным, ему присвоили первую категорию. Одновременно с расширением его территории увеличилось количество работников, решались вопросы улучшения как условий труда, так и быта. 25 работавших на тот момент сотрудников были рассредоточены по таким отделам, как научно-исследовательский, древнерусской живописи, фондов, массовой работы. Кроме того, при музее имелись научная библиотека и административно-хозяйственный отдел.
70-е годы прошлого века можно назвать золотым периодом в истории музея-заповедника «Кижи». В это десятилетие работа по формированию музейной экспозиции велась наиболее активно. Продолжались собирательская деятельность, реставрация памятников, расширялась экспозиционно-выставочная работа, также был создан Заонежский сектор музея. Так, в 1971 году отреставрировали дом Яковлева, через два года установили у него два амбарных помещения, баню и ригу, завершив тем самым формирование усадьбы пряжинского карела, ставшей вторым экспозиционным сектором музея. В 1975 году экспозицию дополнили еще несколькими хозяйственными постройками, а также привезли и установили дом крестьянина Щепина.
И, наконец, в 1990 году уже полностью сформированный архитектурный ансамбль Кижского погоста включили, как мы отметили в самом начале, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ещё через три года музей «Кижи» внесли в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. Он является единственным в нашей стране архитектурным ансамблем, созданным по принципу «многоглавие рядом с многоглавием».

Остров Кижи на карте. Координаты 62.06758°, 35.223699°

Чем заняться в Петрозаводске
Достопримечательности Петрозаводска