Есть на Соловецком архипелаге очень древние постройки — таинственные каменные лабиринты. Кем, когда и для чего они были созданы? Версий множество. От самых прозаических (использовались для ловли рыбы), до мистических («места силы», точки перехода в загробный мир).
Как известно, лабиринты имеют место быть в культуре многих стран. Первым, из известных лабиринтов, который придет на ум большинству из нас будет лабиринт построенный царем Крита — Миносом. Мы помним эту страшную историю со счастливым концом, про юношу Тесея, который убил кровавого Минотавра — чудовище с телом человека и головой быка и выбрался из лабиринта с помощью нити, данной ему в знак любви прекрасной Ариадной. Или вот, например, мой опыт недавних китайских путешествий свидетельствует, что есть такая китайская традиция оформлять вход в дома не по прямой, а зигзагообразно, часто виде лабиринтов, ибо, считается, что злые духи и всякая нечисть летают только по прямой. Можно вспомнить и знаменитый Стоунхендж, и египетские пирамиды, и многие другие знаменитые и загадочные объекты, в которых присутствуют в том или ином виде лабиринты и, информация о которых зашифрована и не имеет четкого объяснения.
Однако, вернемся именно к соловецким лабиринтам. И перед поездкой на Соловки и особенно после, меня, почему-то, эта тема сильно заинтересовала. Прочитал несколько научных и околонаучных статеек, посмотрел несколько научно (или опять же околонаучных) — популярных фильмов, вспоминал, что о лабиринтах рассказывали там, на Соловках. Провел некий анализ первоисточников, результатами которого спешу поделиться.
Для знакомства с лабиринтами Соловецкого архипелага давайте отправимся на один из его островов называемый Большой Заяцкий, ибо именно на этом островке, площадью не более 1,5 квадратных километра сосредоточена основная часть соловецкого скопления лабиринтов.
Но сначала предлагаю отвлечься немного от темы лабиринтов и уделить внимание самому островку Большой Заяцкий. Он невероятно живописный, с историей насыщенной яркими, иногда курьезными, а чаще драматическими событиями.
На главном острове архипелага было тепло и солнечно, а на Заяцком моросил мелкий дождик. Говорят, это распространенное явление. И расстояние между островами вроде небольшое, километров пять, но погода на Заяцком и холоднее, и ветреннее и дождливее.
Ее построили еще в 16-м веке по инициативе великого (не побоюсь этого слова) игумена Филиппа Колычева. Именно при его непосредственном руководстве и Соловецкий монастырь перестраивали, и каналы между озерами прорывали, и дамбы с острова на остров прокладывали. Вот и гавань на острове Большой Заяцкий именно благодаря игумену Филиппу построили, чтобы прибывающие в монастырь купцы и паломники могли найти спасение от штормов неспокойного Белого моря. Уж очень в этом месте был удобный фарватер, без подводных камней. За века, конечно, гавань подверглась разрушению, и фарватер обмелел, но, тем не менее, это единственная в России гавань, сохранившаяся с 16-го века (во всяком случае, такая у меня есть информация).
Немало исторических событий связано с островом Большой Заяцкий. В годы «соловецкого сидения» здесь располагались стрельцы, присланные для усмирения непокорных соловецких монахов, не желавших признавать реформы Никона.
В самом начале 18-го века этот остров посетил неутомимый Петр Великий (вот уж точно Великий), именно отсюда отправившись на взятие крепости Орешек. Петр I, кстати, несколько раз посещал Заяцкий остров, на котором по его приказу возвели церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного.
Как известно, этот святой апостол считается покровителем флота и именно в честь Андрея Первозванного распятого на косом кресте, теперь подобный крест изображен на флотском флаге.
Можно вспомнить и конфузную осаду Соловецкого монастыря английскими кораблями во время Крымской войны 1855 года. На остров Большой Заяцкий им все-таки удалось высадиться, среди основных успехов английского войска можно выделить разграбление церкви и отстрел островных овец. Хотя, говорят, овец англичанам немного досталось. Большую часть стада предусмотрительно разогнал по острову его предводитель — старый мудрый козел. Может с тех пор, и затаили обиду на русский мир не ласковые к нам англосаксы.
В тридцатые годы 20-го века на острове Большой Заяцкий находился женский штрафной изолятор. Но тему СЛОНА не хочу сейчас поднимать, она требует особого внимания.
На эту тему, как я говорил, очень много всякой информации. Более эрудированные в этом вопросе, чем я, люди писали книги, снимали фильмы, выдвигали гипотезы, проводили исследования. Я просто систематизирую увиденное, услышанное и прочитанное, потому как это интересно.
Так вот. На небольшой территории острова Большой Заяцкий исследователи насчитали 13 лабиринтов и больше чем 850 валунных насыпей.
Датируются лабиринты 1–2 веком до н. э. Говорят, что подобные мегалитические сооружения встречаются в разных странах мира, например, в Ирландии, Скандинавии, Франции. Может когда-то на этих землях жила единая цивилизация?
Среди разнообразных версий происхождения древних лабиринтов начнем с самой прозаической. Есть гипотеза, что лабиринты это «ловушки для рыбы». Все очень просто. Во время отливов рыба не успевала отыскать выход из лабиринтов, что и было нужно хитроумным рыбакам. Но тут есть некоторые нестыковочки: немалое количество лабиринтов сооружено далеко от воды и водой совсем не заполняются. Да и знающие люди говорят, что в районе Соловецкого архипелага нет и не было такой рыбы, которую можно было бы поймать подобным способом.
Тогда возникает следующая гипотеза, что это все-таки «рыболовные сети», но не простые, а магические. То есть служили для осуществления неких магических ритуалов, имеющих отношение к добыче рыбы.
Дальше мысль ученых — лабиринтоведов, развивалось в том направлении, что лабиринт — это магический инструмент шаманов и что лабиринты это сети, но уже не рыболовные, а «защитные», предназначенные для запугивания душ умерших людей с тем, чтобы они не могли возвратиться к пока еще живым. Следуя по спиралям лабиринта, душа умершего должна была «потерять ориентир» и уже никогда не найти выхода назад.
Но тут вообще ничего не понятно. Лабиринты обладают одним входом, который также является и выходом. Если войти в лабиринт и не пересекать границы, то есть идти строго по бороздкам, то через какое-то время (для одних лабиринтов это время составляет 5–10 минут, для вторых — более получаса) выйдешь там же, где и вошел.
То есть если человеческий Разум способен выйти из лабиринта, то почему это не под силу человеческой Душе? Но не будем, углубляется в такие дебри. Тут надо или верить или не верить, ведь это и есть основа любой религии. А если вы, как и я, будете подвергать существующие догмы сомнению, тогда вы атеист-безбожник, а это сейчас не модно.
Однако, проанализировав, все версии происхождения каменных лабиринтов на Соловецком архипелаге можно сделать вывод. Большинство из них находятся в рамках концепции «культа мёртвых». Логика рассуждений развивается по следующим направлениям. С одной стороны, каменный лабиринт символический вход в «потусторонний мир», в «царство мёртвых» (понравилось выражение профессора Жижина — «модель слива души в потусторонний мир»), с другой, что это своеобразные погребальные сооружения, и даже святилища, погребальные алтари, связанные с миром мёртвых.
Вот и Павел Флоренский, философ и священник, узник и жертва СЛОНА, предполагал, что устройство лабиринтов связано с культом умерших и предназначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу. И археолог Брюсов (родной брат известного поэта-символиста) соглашался с этим предположением, утверждая, что лабиринт является местом, где проводился обряд захоронения. Правда, позже он сам опроверг свою гипотезу, когда участвовал в раскопках одного из лабиринтов и не нашел никаких следов древних захоронений.
Но, другие археологи были более удачны. Археолог Куратов, делая раскоп одной из каменных куч на Большом Заяцком острове, обнаружил под ней не до конца истлевшие частицы обожжённых человеческих костей.
На основании этого он сделал вывод, что лабиринты являлись родовыми святилищами, где древние погребали умерших, совершали магические обряды, выполняя, таким образом, функцию святилищ.
Другие исследователи продолжали развивать эту гипотезу, обращая внимание на явную осознанность выбора Соловецких островов в качестве места родовых и племенных погребений. Дело в том, что у древнего беломорского населения были свои представления о потустороннем мире и смерти. Эти представления заключались в перемещении тела за водную преграду, его сожжения, закладки останков каменной курганной насыпью с целью не допустить возвращение души умершего из потустороннего мира.
Таким образом, получается, что Соловецкий архипелаг — это крупнейший первобытный культовый центр Беломорья, такая своеобразная «Страна Мёртвых», а лабиринт является «входом» в это царство.
Вот такой основной вывод, который можно сделать, проанализировав основные гипотезы происхождения лабиринтов. Так ли это? Точного ответа не знает никто. Все это лишь чьи-то догадки, не поддающиеся экспериментальной проверке. Есть и другие предположения, более оригинальные, что лабиринты — это место посадки НЛО, антенны для связи с космосом, навигационные знаки или даже искусственные нерестилища для воспроизводства рыбы. Но мне больше по душе теории связывающие лабиринты с «царством мёртвых», тут хоть какая-то логика прослеживается.