Тихвинский Богородичный Успенский Мужской Монастырь

Даты отдыха
Стоимость
Любая
Сортировка
Чем заняться
Загружаем варианты
preloader
Экскурсии Санкт-Петербург Достопримечательности Тихвинский Богородичный Успенский Мужской Монастырь
mock

ихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь находится в городе Тихвин Ленинградской области в 240 километрах от Санкт-Петербурга. Сюда в течение нескольких столетий на преклонение чудотворной иконе Божией Матери Одигитрии съезжались не только простые люди, но и великие князья, цари и русские императоры. Икона и по сей день является главной святыней монастыря.
За более чем 400 лет существования монастырь переживал и стремительное развитие, и падение, и даже был рубежом обороны от иноземных захватчиков. Несмотря ни на что, монастырь дожил до наших дней и сейчас его ворота открыты для паломников и туристов из разных уголков страны. Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь является действующим, однако все желающие могут посетить как сам монастырь, так и музей, расположенный на его территории.
Вся история монастыря начиная от его создания и до наших дней, неразрывно связана с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери Одигитрии, что на греческом языке значит «указывающая путь». По преданию, икону написал Св. Апостол евангелист Лука еще при жизни Девы Марии и подарил правителю Антиохии Феофилу. Позже святыня была перемещена в Константинополь, где специально для нее возвели Влахернскую церковь-реликварий. Согласно летописи, в 1383 г., за 70 лет до распада Византии, икона чудесным образом переместилась в окрестности города Тихвин.
Здесь, на берегу реки Тихвинки, усердно молились священники и простые люди, и во время молитвы икона сошла на руки молящихся. В тот же день было принято решение о строительстве церкви на месте явления. Но к вечеру успели построить только три нижних венца. Было принято решение продолжить работу утром. Однако когда утром строители пришли на место, то никаких следов от постройки не обнаружили. Пропала не только икона и остов церкви, но даже щепки. Пропажа внезапно нашлась на другом берегу реки. Все было перенесено сюда в том виде, в котором оставили стройку вечером. Таким образом, по преданию, икона сама выбрала себе место. Было решено возводить храм здесь.
Первая Успенская церковь была построена из дерева и простояла всего 7 лет, после чего сгорела при пожаре, но икона чудесным образом уцелела. С тех пор храм горел еще два раза, и каждый раз икона Божией Матери Одигитрии оставалась невредимой, чем привлекла внимание русского царя Василия III, который постановил заложить на этом месте каменный храм вместо деревянного. Церковь возвели в 1510—1515 гг. по образу Успенского Собора в Москве. А икона с той поры носит название Тихвинская.
В 1547 г. Иван Грозный, чтивший икону не меньше своего отца Василия III, приезжал в Тихвин молиться образу, чтобы получить благословение на царствование, а в 1560 г., уже будучи царем, велел построить два монастыря — мужской на левом берегу реки Тихвинка и женский на правом берегу.
Таким образом, Тихвинская икона стала не только главной реликвией Богородичного Успенского монастыря, но и являлась основной причиной для его создания.
С самого создания монастырь получал внушительные пожертвования как со стороны простых людей, так и от богатых купцов и князей. К примеру, в 1584 г. царским указом монастырю был подарен полиелейный колокол весом в 300 пудов. А в 1630 г. Михаил Федорович Романов внес из своих собственных сбережений 3000 листов белого железа, которыми были впоследствии покрыты главы церкви Успения. Князья присылали своих строителей для реставрации церкви и монастыря после пожаров.
В 1718 г. знать города Тихвина преподнесла монастырю «сребропозлаченный оклад для образа Богородицы украшенный жемчугом и самоцветами». Множество драгоценных камней для украшения икон было подарено и русскими императрицами.
В XVI в. кроме собора в Успенском монастыре были возведены и другие каменные постройки: Трапезная с церковью Рождества Богородицы, Святые ворота с надвратной церковью Вознесения и приделом Феодора Стратилата, пятишатровая звонница.
Но монастырь, кроме духовно-просветительской, нес и важную оборонительную роль. Его укрепленные стены были стратегическим объектом во времена войн и смуты. В 1610 г. обитель была разграблена литовско-польскими войсками. В то же время происходили постоянные столкновения со шведами, которые даже под обманным предлогом зашли в монастырь и сделали его своим укрепленным гарнизоном.
Однако жители Тихвина восстали и выбили шведские отряды. Вражеское войско вернулось с подкреплением, и монастырь был взят в осаду. «Осадный период» связывают еще с одним чудом. В летописях сказано, что во время битвы защитники вышли на монастырские стены с Тихвинской иконой Божией Матери, и тогда шведским отрядам показалось, что на них надвигается со всех сторон огромное русское войско. Шведские захватчики бежали с поля боя, и русские защитники одержали окончательную победу в этой войне и отстояли монастырь Однако война нанесла серьезный удар не только по монастырю, но и по всей экономике тихвинских земель. Пахотные и сельскохозяйственные угодья были разорены, постройки разрушены. Только спустя двадцать лет монастырь не только окончательно восстановился, но и продолжил строиться. Активнее всего стройка в Тихвинском Успенском монастыре велась в конце XVII в. В этот период все постройки из дерева были заменены на каменные. В ходе работ на территории монастыря и был создан тот самый архитектурный ансамбль и памятник истории XVI—XVII вв., который практически полностью сохранился до наших дней.
В 1669 г. были построены «Введенские ворота», а 1791 г. на их верхнем ярусе была возведена надвратная церковь во имя чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Изображение иконы нанесли на фасад башни. В 1856 г. перед ней произошло исцеление тихвинского мещанина А. А. Боровского от падучей и болезни ног. По этому случаю вокруг фрески на фасаде была выстроена часовня, защищающая изображение от непогоды, которая стала называться «Крылечко». А почитателей и благодетелей у монастыря и иконы стало еще больше.
В начале XX в. монастырь был закрыт, как и большинство церквей в то время, а храм разграблен. Икона же стала достоянием местного краеведческого музея.
Во времена Великой Отечественной войны город был захвачен гитлеровцами при попытке штурма Ленинграда. Почти два месяца Тихвин находился в оккупации. Отступая, немцы вывезли из города все ценности, в том числе и чудотворную икону в занятый ими Псков. Потом икона попала в Ригу и в американскую оккупационную зону в Германии, откуда была вывезена епископом Иоанном в США. Перед смертью он завещал вернуть икону в Тихвин только после полного восстановления монастыря.
В 1945 г. на территории монастыря остается только одна действующая церковь, в которой проводятся богослужения — «Крылечко». Такое положение дел сохраняется вплоть до 1995 г., когда жители г. Тихвина написали письмо к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой возродить Богородичный Успенский мужской монастырь, благодаря которому город Тихвин и обязан своим появлением. После разрешения в монастырь въехали паломники и насельники и началось его восстановление. В 2004 г. было принято решение о возвращении иконы в Тихвинский монастырь.
Сейчас в Тихвинском монастыре действует золотошвейная мастерская, где вручную вышиваются уникальные предметы для украшения богослужения. При монастыре выпускается православная газета «Святыня». Также на территории находится музей, сувенирные магазины и кафе с монастырской выпечкой. У монастыря есть подворье, расположенное в Санкт-Петербурге — храм Святого Димитрия Ростовского. Здесь регулярно проводятся богослужения, беседы для молодежи и взрослых, спортивные мероприятия, детские праздники и организуются поездки по памятным местам Санкт-Петербурга и области.

Тихвинский Богородичный Успенский Мужской Монастырь на карте. Координаты 59.653007°, 33.52041°

Чем заняться в Санкт-Петербурге
Достопримечательности Санкт-Петербурга