Архитектура Владимирской церкви сыграла важную роль в развитии нерехтскго каменного церковного зодчества XVIII века. Многие приемы ее фасадского убранства были использованы и в др памятниках и, в первую очередь, при сооружении собора в честь Казанской иконы Божией Матери на центральной площади Нерехты.
До его строительства на это месте стоял деревянный собор в честь святых Бориса и Глеба, известный с XIII века. В XVII веке перед ним находилась одноименная Борисоглебская площадь. Указ о построении каменного собора был подписан Петром I 12 июня 1709 года - за две недели до решающей битвы со шведами под Полтавой. Как раз в это время Петр I вместе с войсками находился под Харьковом в селе Каплунове, где испрашивал помощи в предстоящем сражении перед чтимой Казанской (Каплуновской)иконой Богоматери. Вполне вероятно, что имея твердую надежду на заступничество Богоматери и скорую победу, Петр, подписывая указ о сооружении нового храма в Нерехте, пожелал посвятить его Казанской иконе, сохранив старое многовековое название в честь Бориса и Глеба лишь за приделом. Если наше предположение верно, то церковь можно рассматривать как первый памятник победы русского оружия под Полтавой.
Для постройки Казанского собора Петром I приказано было сделать 200 тысяч кирпичей и нанять рабочих в Московской Ижерской канцелярии, "окромя петербургского наряда", чтобы не отрывать рабочих от строительства Петербурга. Строительство собора велось с 1709 по 1713 год. В 1805-1806 годах собор перестраивался в своей трапезной части. Вот что пишет об этом М.Я. Диев:
"В 1806 году в июле месяце в нерехтском соборе упали своды теплой церкви, в то время вновь перестраиваемой. На своде, среди церкви, на четырех столбах была устроена верхняя церковь, фигурою круглая; в таком виде она простояла зиму 1805-06 годов непокрытою. В июле, когда начали выбивать кружала, именно под верхнею церковью, то с нею свод упал и засыпал несколько человек ... Своды были вновь сделаны без верхней церкви ... Теплый собор прекрасно и скоро был отделан с двумя приделами."
Собор закрыт в 1931 году.
Пострадавший в годы "богоборчества" собор дошел до наших дней в сильно измененном виде: лишенный пятиглавия, апсиды, ограды и обстроенный поздними пристройками, он был приспособлен под хлебокомбинат. Лишь верхняя часть четверика с закомарами выделяется среди массы чуждых разновеликих построек. Ныне наиболее полное представление о памятнике и его роли как в общегородской застройке, так и в ансамбле центральной площади дают лишь старые фотографии.
Четверик собора оформлен пилястрами и, как на Владимирской церкви, в верхней части профилированным карнизом и полуциркульными повышенными закомарами. Но в отличие от Владимирской церкви, оконные проемы восточной и западной третей четверика выполнены восьмигранными, своеобразная дань уходящему "нарышкинскому барокко". Вытянутые, богато декорированные барабаны завершались чешуйчатыми луковичными главами. Двухстолпная трапезная перестроена в начале XIX века в стиле позднего барокко. Традиционные три входа в церковь были оформлены барочными крыльцами со сложными ломаными кровлями.
По-иному, чем во Владимирской церкви, решено в Казанском соборе и пространство четверика - он бесстолпный, с крутым сомкнутым сводом.
Роспись Казанского собора относится к 1780 году и выполнена М.А.Сопляковым с бригадой. Те фрагменты, что просматриваются из-под побелки, свидетельствуют о близости их к росписям Владимирской церкви. Выполнен проект реставрации собора, к осуществлению которого можно будет приступить после вывода из него хлебокомбината.