Напротив главного входа северного Фасада Сборной мечети в30-е годы XIV в; был сооружен северный мавзолей, известный в литературе под названием «Монастырский погреб», поскольку использовался успенского монастыря для хранения продуктов.
Строительство мавзолеев над погребениями знатных людей было широко распространено в мусульманском мире, в том числе и в Болгаре.
От первоначального облика мавзолея сохранились фундамент, внутренняя забутовка стен и частично внутренняя облицовка, со следами купольного покрытия. Двери и оконные проемы мавзолея стрельчато-арочной формы.
В углах стен вмазаны керамические сосуды-голосники. Вход расположен с южной стороны. Перед ним сохранилось основание 6ольшого коридора. Площадь от главного входа Соборной мечети до мавзолея была вымощена камнем.
В начале XVIII в. здесь лежали намогильные плиты, а земляные работы, проводимые монахами, выявили богатые булгарские погребения.
В 1968-69 гг. памятник был реставрирован. После консервации стен и реставрации оконных проемов был восстановлен верхний полусферический купол. Он представляет собой тонкую (7-15 см) железобетонную оболочку, которая легла на основание сохранившегося древнего купола. Над памятником создана легкая защитная железо-керамзитная оболочка, опирающаяся на железные стойки, которая призвана охранять кладку стен от атмосферных осадков и прямых солнечных лучей. Внутри мавзолея собраны памятники малой архитектуры - намогильные плиты, найденные на территории Болгарского городища.
Надписи на намогильных плитах являются важным источником. Как памятники Булгарской письменности они дают сведения о языке, грамотности, социальном положении, религиозных направлениях населения. Надписи сделаны на арабском, булгарском языках. На боковые грани и обратную сторону надписи наносились реже. Основное внимание уделялось верхней части. Памятники имеют стрельчатую или полукруглую арки. Под аркой орнамент. Надпись эпитафий, как правило, состоит из 8-12 строк. Первые строки занимает кораническая формула типа – «Он /аллах/ живой, который не умирает» или «Каждая душа вкусит смерть, после вы к нам вернетесь».
Далее на памятниках вырезаны имя погребенного, его родословие, которое перечисляется до девятого поколения и завершается "нисбой" "бул-гари". Для нас наиболее интересным является дата, которая идет после имени погребенного. Указывается год, месяц иногда дни недели. Завершается эпитафия также коранической Формулой «смерть есть врата и все люди войдут в них».