Талашкинский художественный центр

Даты отдыха
Стоимость
Любая
Сортировка
Чем заняться
Загружаем варианты
preloader
Экскурсии Смоленск Достопримечательности Талашкинский художественный центр
mock

Одно из примечательных мест Смоленщины – небольшое село Талашкино, расположенное в 18 километрах от Смоленска. Талашкино – один из значительных художественных центров России конца XIX-начала XX века. Связанный с изучением и возрождением традиций русского прикладного искусства.
“Роскошная природа, полная свобода действий, веселье, шум-все дышало жизнью и притом не могло не отразиться на настроении. К тому же общество, где первенствующую роль играли художники, артисты, музыканты, споры и разговоры об искусстве, где каждый занят разрешением какой-нибудь художественной задачи и т.п., похоже было скорей на Италию времен Ренессанса , чем на Россию XIX века”,-так отзывался о Талашкине композитор Б.К.Яновский, гостивший здесь летом 1899 года.
У Талашкина много общего с подмосковным Абрамцевом : творческое содружество художников, музыкантов, артистов, интерес к народному искусству,создание художественных мастерских.Но было и отличительные особенности.Талашкинский художественный центр появился в период идейной острейшей борьбы в искусстве ,собрал под своей сенью художников разных направлений. Здесь экспериментировали,искали,спорили о пустяках развития русского искусства.Художественные начинания в Талашкине были разнообразны: от организации уникального музея до создания балалаечного оркестра.
Создательницей этого художественного центра была известная общественная деятельница,коллекционер и художница Мария Клавдиевна Тенишева (1867-1928).Начав путь в искусстве как оперная певица (Тенишева училась в парижской студии М.Маркези, была знакома с А.Г.Рубинштейном,П.И.Чайковским),свое подлинное призвание она обрела на художественной ниве.С 1892 года ее дом в Петербурге становится притягательным для многих художников и музыкантов . Располагали не только гостеприимство и общительность хозяйки, но и складывающийся вокруг нее художественный кружок.
В "Теремке" – отделе Смоленского государственного объединенного исторического и архитектурно-художественного музея-заповедника – можно увидеть самую капитальную работу М. К. Тенишевой – портал двери с эмалевыми вставками, над которым она работала несколько лет. В центре портала изображен Георгий Победоносец в воинских доспехах на белом коне; у его ног извивается дракон. Эмалевые пластинки подобны разноцветной мозаике – такое в них разнообразие тонов, яркость цвета.
С большим вниманием М. К. Тенишева относилась к творческим поискам, которые велись в прикладном искусстве на рубеже века как в России, так и за границей.
“Мне давно хотелось,– писала М. К. Тенишева,– осуществить в Талашкине еще один замысел. Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт. Все смотрели на него, как на что-то устарелое, мертвое, неспособное возродиться и занять место в современном искусстве... мне хотелось попробовать, попытать свои силы в этом направлении, призвать к себе в помощь художника с большой фантазией, работающего над этим старинным, русским сказочным прошлым”'.
Говоря о русском стиле в прикладном искусстве, М. К. Тенишева имела в виду “эмоциональное восприятие народного искусства”, требовала от художников не копирования форм и мотивов, а творческого отношения к старине. Это позволило каждому художнику в талашкинских мастерских ярче проявить свою творческую индивидуальность. Однако отдельные произведения несли на себе отпечаток модерна, особенно ярко проявившийся в творчестве С. В. Малютина. По эскизам Малютина здесь было выполнено большое количество предметов быта, мебели, декора. Художник приехал в Талашкино с уже сложившимися представлениями о задачах прикладного искусства. В частности, он считал, что искусство “утвари... не менее значительно с всякими другими видами искусства”. В Талашкине, изучая собрание талашкинского музея, он имел возможность познакомиться с лучшими работами народных мастеров. Малютинские эскизы для всевозможных полочек, шкатулок, коробочек, рамок оформлены резьбой и росписью. Излюбленный его мотив с жар-птицей можно найти почти на каждом изделии. Ее изображения обычно обрамлены бутонами цветов и листьями.
В Талашкине нашли воплощение и малютинские архитектурные проекты: театр, домик художника, церковь св. Духа, Теремок, ворота, мостики. В вечерних сумерках сторожили их резные совы, богатыри, фантастические птицы – украшения на столбиках оград.
В 1901 году во Фленове близ Талашкина началось строительство сказочного домика – Теремка, сохранившегося до наших дней. Главный фасад его украшают резные с росписью наличники: солнце, сказочные коньки, завитки трав, спутанные ветром и дождем, и, конечно же, жар-птица с красным гребешком. Наличники пылают разноцветьем красок. Кровля над фронтоном и спущенная с ее кромок резьба образуют навес-нишу. Более скромно, но выразительно оформлена комната над лестницей. Богато украшено восточное окно Теремка. В центре наличника – лебедь, выше – восходящее солнце, серп луны и звезды. Внутри Теремка особенно привлекательной кажется балконная дверь с изображением медведя и с рисунками цветов и рыбок.
С. В. Малютин принимал участие в разработке проекта фленовской церкви св. Духа, строительство которой было начато в 1902 году. Церковь стоит недалеко от Теремка на холме. Отсюда открывается вид на живописные окрестности: поля, озера, рощи. Архитектурные постройки Талашкина хорошо дополняют типично русский пейзаж.
После отъезда Малютина из Талашкина в 1903 году сюда для руководства мастерскими были приглашены молодые художники А. П. Зиновьев (1880 – 1942) и В. В. Бекетов (1878 – 1910) . Оба окончили Московское Строгановское училище. В Талашкине они плодотворно разрабатывали элементы оформления русского дома, русского жилья.
В Талашкине работало более 2000 крестьянок-вышивальщиц из 50 деревень округи. Всю работу они выполняли на дому, готовую продукцию сдавали в Талашкино, там же получали холст и нитки для новых работ. В вышивках на салфетках, полотенцах, дорожках использовались народные мотивы. Основная техника талашкинской народной вышивки – древняя “строчка”.
“Княгиня теперь задалась целью, насколько возможно честному человеку, поднять уровень знаний и образования местного крестьянского населения в пику правительству, чтобы они смогли понять и улучшить свое положение; цель ее учить молодых и помогать пожилым, давая работу. Из этого, кажись, само собой вытекает, что поддержать Вас именно и было бы в кругу ее планов... Приезжайте сюда...”'.
Спорный, но, несомненно, интересный эксперимент талашкинцев в разработке “нового стиля” в прикладном искусстве вызвал интерес журналистов и критиков. В 1901 году талашкинские изделия были показаны на выставке журнала “Мир искусства” ай удостоены золотой медали. Выставлялись они в Париже, Лондоне, Праге.
Начало века в русском искусстве было отмечено повышенным интересом к “проблеме творческой индивидуальности”. Стремления М. К. Тенишевой как раз и были направлены на то, чтобы отыскать и поддержать яркую художественную натуру. Здесь подолгу работал акварелист Н. А. Гоголинский, часто наезжал и писал свои излюбленные охотничьи сцены П. П. Соколов. Талантливый акварелист Альберт Бенуа, совершивший в свое время длительные путешествия по России на средства М. К. Тенишевой, также бывал в Талашкине.
До начала первой империалистической войны, прервавшей работу Н. К. Рериха, он успел исполнить фрески алтаря и расписать одну из арок входа. К сожалению, фрески не сохранились. По свидетельству современников, роспись производила сильное впечатление – это была одна из лучших монументальных работ Н. К. Рериха. Поражал цветовой строй фрески: от нежно-розового до глухого черного, сложный линейный рисунок, орнаментика.
До настоящего времени сохранились мозаики над главным входом в церковь, которые являются одним из лучших монументальных мозаичных произведений в русском искусстве конца Х1Х – начала ХХ века.

Талашкинский художественный центр на карте. Координаты 54.780461°, 32.046122°

Достопримечательности Смоленска