Музей деревянной скульптуры «Обитель ангелов», открывшийся на территории горного парка «Рускеала» — достопримечательность интересная и необычная. Во-первых, открылся музей совсем недавно, а значит, будет интересен даже тем, кто уже бывал в горном парке. Во-вторых, сам формат музея достаточно нетрадиционен — это большой каркасный павильон площадью свыше 150 кв. м. и высотой более 7 метров, что для выставки парковой скульптуры, обычно выставляющейся на открытом воздухе, весьма нетипично.
Что касается собственно наполнения павильона — деревянных скульптур, то здесь вы увидите не просто несколько десятков никак не связанных между собой объектов, а целую скульптурную композицию, масштабную, поражающую глубиной замысла и высочайшим уровнем реализации. Авторам в достаточно ограниченном пространстве удалось создать целый мир, где тесно связанные друг с другом, живут под одной крышей люди и ангелы.
Автор всех скульптур — воронежский мастер Александр Ивченко, Чемпион России по парковой скульптуре, победитель и неоднократный лауреат многих международных конкурсов по резьбе по дереву. В работе мастеру помогал напарник Александр Алферов. Свой дуэт «двух Саш», в составе которого и был взят кубок Чемпионата России, сами мастера назвали не без юмора — «АэроСАНИ».
Что касается идеи будущего музея, то, как вспоминает Александр Ивченко, впервые мысль сделать нечто подобное родилась после фестиваля деревянной скульптуры «Забытое прошлое», который проходил в Карелии годом ранее. Чтобы воплотить задуманное в жизнь потребовалось 14 месяцев ожидания и много часов напряжённой и кропотливой работы.
Основная проблема, с которой сталкиваются все резчики по дереву, работающие в жанре парковой скульптуры — это незащищённость готовых изделий. Скульптуры в большинстве случаев находятся в публичных местах, и резчикам приходится это учитывать, например, избегать мелких деталей, которые легко отломить. В случае с «Обителью ангелов» подобных ограничений у мастеров не было, в результате готовые работы по технике исполнения оказались приближены к классической интерьерной скульптуре.
Те, кому посчастливилось видеть скульптуры «вживую», говорят, что музей больше похож на настоящий театр, застывший в одном мгновении. По сюжету здесь присутствует три уровня: люди, ангелы и Создатель, чья рука, состоящая из 4000 деревянных элементов, находится в центре всей композиции.
После божественного уровня следует плоскость ангелов. Именно она является здесь основной, фигуры ангелов выполнены в рост человека, и, вошедшие в музей посетители, сразу начинают отождествлять себя именно с ангелами, у которых действительно много человеческих черт. Здесь есть ангел-музыкант, ангел-бухгалтер, ангел-дворник, и даже маленький ангел-хулиган с рогаткой, стреляющий звёздами. И у каждого из них своя роль, каждый реализует замысел Создателя.
Люди же в «Обители ангелов» — всего лишь маленькие фигурки на шахматной доске. Кто-то, с лёгкой руки Создателя, попадает на чёрные клетки, кто-то на белые, но рано или поздно все выйдут из игры, всех сметёт в коробку небесный дворник.
Вообще драматичных, но при этом жизненных сюжетов в «Обители ангелов» множество. Каждая деталь здесь на своём месте, каждая, даже самая небольшая фигурка или элемент выполняют свою задачу, создавая общую картину.
Например, одна из самых запоминающихся композиций в «Обители ангелов» называется «Прощание и встреча». На больничном столе лежит тело, накрытое простынёй, рядом стоят опечаленные родственники. А душа умершей уже стремиться наверх, к своему земному мужу, ушедшему ранее и ставшему ангелом, и уже приготовившему для любимой жены маленькие крылышки.
Чтобы в полной мере раскрыть замысел авторов, рядом с каждой такой сценкой находится поясняющая табличка, рассказывающая историю композиции. Переходя от одной скульптуры к другой, погружаясь в те истории, которые через свои творения рассказывает скульптор, посетитель музея постепенно отрешается от всех бытовых забот и проблем, и начинает задумываться о чём-то более важном. Это и есть сила искусства.